В Тбилиси во время очередных возлияний, кто-то бросил фразу: «Быть пьяненьким, это как будто тебя очень очень любят, но ты не знаешь кто» Во всех мусульманских странах у меня некое обратное чувство. Как будто страстно и бездонно люблю я. А кого – не знаю. Кажется, это и есть главный нарратив всей арабской поэзии – то чувство переполненности, когда выходишь из душного, тускло освещенного помещения в ночь, вдыхаешь холодный воздух, поворачиваешь голову к небесам и замираешь в восхищении, забывая дышать. Когда воздух все-таки выходит из легких, вот этот шумный выдох-и есть мусульманское искусство. Азия не знает границ. Ни временных, ни географических, ни личных. Пожилой иранец, густо пахнущий табаком, подходит ко мне так близко, что я могу рассмотреть поры на его морщинистом лице. Я отодвигаюсь. Он подходит ближе. Я снова увеличиваю дистанцию. Он сокращает. Мы танцуем этот евразийский танец под названием «Наши зоны комфорта сильно не совпадают» в лобби его отеля, и я, как обычно, проигрываю в этой игре. Когда между нашими лицами остается не более 10 сантиметров, он переходит на шепот: «Я назвал старшего сына Хазифом, в честь персидского поэта, который когда-то сказал: Пей вино, и жги книги, Разрушь до основания Мекку Я прощу тебе все. Но прошу – не обижай людей» А что может обидеть больше, чем предположение, что ты знаешь о чужой жизни больше, чем тот, кто в ней живет? Она говорит мне: «Ты постоянно ищешь новых людей, потому что боишься встретиться с кем-то по-настоящему важным» Он убеждает меня: «Ты убегаешь от проблем и, меняя страну за страной, пытаешься сбежать от себя» Они уверены: «Пытаясь получить чуть больше положенного, ты теряешь самое необходимое» Я в Индии. Сижу на полу, читаю персидских поэтов, слушаю недовольный рокот Аравийского моря и чью-то ругань на хинди. Вспоминаю индийского мальчишку с внешностью жигало и глазами уголовника, который вчера перебрал алкоголя, сел рядом и рассказал, что иногда чувствует себя так одиноко, что набирает случайные номера на мобиле и, когда попадает на кого-то, просит на хинди и английском «Простите, сэр, не могли бы вы со мной поговорить, всего минут 10, о чем угодно. Мне это очень нужно» Понимаю, что ничего не понимаю. И любые мои предположения о том,как живет и чем дышит кто-то другой – всегда ошибочны. Я спрашиваю себя: а чем же живу я, и тоже могу только предполагать Мне кажется, что я постоянно ищу новых людей, потому что боюсь НЕ встретить кого-то важного. Мне кажется, что я бегу не от чего-то, а за чем-то. Что это не побег, а погоня. Мне кажется, что не пытаясь получить больше, теряешь все. Мне кажется, мне еще очень долго бежать